m_lidsky (m_lidsky) wrote,
m_lidsky
m_lidsky

Categories:

op. 3

...Если угодно, вот еще один образец теста с официального сайта ДОПСКИ:
-----------------
Каковы принципы освоения регистров при обучении игре на духовых инструментах в ДМШ/ДШИ?

a. Необходимо осваивать только наиболее употребимые регистры, чтобы не создавать лишних трудностей обучающимся в работе над звукоизвлечением и качеством звучания инструмента. Освоение крайнего диапазона звучания (низких или высоких нот) целесообразно на более поздних ступенях обучения – ССУЗах и ВУЗах.
b. Осваивать крайние диапазоны звучания инструмента (верхние или нижние ноты) целесообразно после того, как ученик уверенно освоит основные регистры.
-----------------

Два возражения:

1) Постановка вопроса вызывает серьезные сомнения, поскольку в ней не учтен фактор данных ученика. Дети разные бывают: кому-то доступно больше, кому-то меньше, кто-то успеет в школе много, кто-то мало. Поэтому говорить о едином для всех "принципе освоения регистров" (выражение не из удачных, тем более во множественном числе) неуместно. Как написал мне замечательный трубач и многоопытный педагог, ЗАРФ @ Андрей Иков, "освоение духовых инструментов напрямую связано с физическими кондициями ученика, как и в спорте. Потому общих принципов быть не может (не должно)".

2) Варианты ответов не противоречат один другому, поскольку, в силу отмеченного выше фактора индивидуальности, тот или иной ученик может уверенно освоить основные регистры инструмента еще в школе - вовсе не обязательно в среднем или высшем уч. заведении. Более того - известный дирижер и кларнетист @ Валентин Урюпин пишет: "На кларнете низкий регистр осваивается в первые МЕСЯЦЫ обучения. Причем вне зависимости от одаренности ученика - просто в силу того, что не представляет большой сложности. Крайние верха - да, позже".
------------------

Итак, вновь неуместный выбор, еще один некорректный вопрос.

У некоторых опрошенных мною специалистов вызвал сомнения и образец теста по направлению "Народные инструменты", касающийся исключительно кистевой игры на домре. Так, @ Евгения Зайцева (пользователь "В контакте") пишет, что "вообще против исключительно кистевой игры на домре, потому что она ведёт к скованности движений, поверхностному звукоизвлечению и препятствует полноценному ощущению веса руки". Другой эксперт, пожелавший остаться неизвестным, назвал формулировку вопроса "странной". @ Надежда Кордюкова также выражает сомнения в точности постановки вопроса. Четвертый эксперт нашел вопрос корректным. Наличие сомнений, различных толкований означает, что вопрос сформулирован, по крайней мере, не вполне удачно.

Таким образом, из 7-ми образцов по направлениям, представленных на официальном сайте Дирекции, несостоятельными являются минимум (так!) 3: фортепиано, изобразительное искусство (первые два рассмотрены мною ранее: https://www.facebook.com/mikhail.lidsky/posts/2015850518527528), духовые и ударные инструменты, - т.е. почти 43%, а с учетом сомнений по специальности "Народные инструменты" можно уверенно говорить о 50% брака. Не забудем и другие разделы - взять хоть дичайший казус с "Гранатовым браслетом", хоть множественные языковые уродства.

На этом вопрос о случайной погрешности, вкравшейся единичной ошибке, мелочи и т.п. закрывается. Напомню: это материалы официального сайта солидной городской организации, а не, скажем, блог частного лица. От неудач не застрахован никто, и пишущего эти строки они тоже преследуют, но в данном случае речь явно о другом, а именно о катастрофически низком профессиональном уровне. В самом деле, какое отношение вызвал бы, скажем, образец теста по арифметике на официальном сайте соответствующей городской структуры, содержащий вопросы наподобие "2х2=5 или 7"?..

Даже симпатизирующий г-же К. автор пишет, что отношение к нынешнему руководству ДОПСКИ у большинства педагогов - как к монстрам. Не поспоришь. Дело тут отнюдь не в проблеме консерватизма и новаторства, а в проблеме преданных делу тружеников, честно исполняющих свой долг в весьма непростых условиях, и волею злого случая поставленного над ними некомпетентного, самоуверенного, конъюнктурного начальства (недаром многие пишущие на эту тему "Собачье сердце" вспоминают).

От истинных новых смыслов никуда не уйти, их ищут всю жизнь (уж не знаю, новые они или все время как-то причудливо перемежаются), но, как говорил покойный дирижер Эри Клас, со сменой политического строя в до мажоре знаков не прибавилось. А вот реальная практика руководства ДОПСКИ ведет к тому, что ученики, того и гляди, и не узнают, что такое до мажор, - вследствие проводимой отрицательной селекции учителей и общей профанации. Помнится, в трудах Григория Турского (VI век) есть сетования на то, что в старолатинской грамматике (другого письменного языка в Европе тогда не было) он путается, а спросить-то уже некого. Изрядная часть общества такой запрос предъявляет, но сохранились пока и те, кому такая перспектива мало нравится.

Понятно, что точность записей, опубликованных @ Ольга Бер (https://www.facebook.com/photo.php?fbid=2566824203334492&set=p.2566824203334492&type=3 и далее) - известным уважаемым музыкантом, к-рого я знаю с детства, - не может быть, в силу очевидных причин, 100%-ной и судить о корректности формулировок по ним не приходится (некоторые пункты, впрочем, весьма подозрительны в этом плане, что уже заметили участники дискуссии), однако ясно, что круг задаваемых вопросов неадекватен (все же 60 примеров - выборка достаточно представительная). Разговоры об общей культуре, эрудиции в данном контексте - какая-то сплошная фикция, жульничество.

Во-первых, общая культура и "викторинная" осведомленность - далеко не одно и то же (культура версус слова о ней). А тестов на знание музыки, литературы, изобразительных и других искусств, т.е. того, что на самом деле есть главное в культуре и является предметом работы педагогов, ДОПСКИ не предлагает: на сайте попросту нет такого раздела. Во-вторых, тематика вопросов тенденциозна, произвольна. Например, педагоги школ почему-то обязаны знать, что Александр Чайковский написал оперу по "Одному дню Ивана Денисовича", да еще и первых (единственных?) исполнителей ее. При этом об операх Петра Чайковского вопросов не видно, уж не говоря о таком большом композиторе, как Борис Чайковский - этот-то уж точно "не в тренде", в отличие, скажем, от Десятникова, Пярта или Карманова. Это, что ли, общая культура? Даже не смешно: уж лучше легато на повторяющихся нотах.

Или вот еще пример демагогической псевдокультуры - не тест, но цитата из г-жи К. - так сказать, вслед 8 марта (слова мстят, даже будучи употреблены формально правильно): "…Это очень важная базовая академическая часть, которая всегда делает фигуру человека гораздо шире и объемнее. Чем глубже у тебя академическая часть, тем ярче идеи, которые ты генерируешь" (https://www.classicalmusicnews.ru/interview/libo-igraj-v-bolshom-zale-konservatorii-libo-umri/). Милые дамы! Если хотите, чтобы ваша фигура стала гораздо шире и объемнее (хотя, по мне, зачем бы), углубляйте базовую академическую часть. Разумеется, я привел эту цитату лишь для того, чтобы выразить сомнение по существу: ярчайшие идеи нередко высказывали как раз вундеркинды, лишенные больших познаний; и немало известно случаев, когда по мере углубления познаний (хотя это не означает, что вследствие такового) их идеи несколько тускнели...

Да, увы, знания нынешних педагогов и особенно учащихся часто оставляют желать очень много лучшего. Это большая беда, грозящая еще большей. Но разве тесты ДОПСКИ помогают ее преодолеть? Если и помогают, то косвенно и с очень низким КПД. Причин современного невежества много - это и агрессия враждебной информационной среды (трэш-культура, как верно сказал @ Владимир Демидов), и соответствующие запросы общества, на к-рые столь охотно откликается г-жа К... Но главное, что мешает получать знания учащимся ДМШ/ДШИ и умножать знания педагогам, - это все та же тирания конкурсов, насаждаемая профанация образования. Все время, силы, внимание уходит на показуху, а учиться... "Моим необыкновенным детям этого не надо", как говорит Муха в польской сказке "Музыкальный магазинчик". Так никто теперь не скажет, конечно, - скажут, что конкурсы вырабатывают главное в музыканте и человеке: бойцовские качества и еще какое-нб креативно-кастомизированное многоточие. Ура, товарищи!

Вот что пишет @ Андрей Иков (цитирую с разрешения автора): "[Со студентами] страшно разговаривать. Мы наверстываем пропуски в знаниях, дыры в сольфеджио и истории музыки... Они не могут хорошо играть просто по причине неграмотности. При том, что я их всех люблю и пытаюсь вытащить: злобы нет. Конкурсомания развращает всех. Удивительно! Есть Интернет, открыты границы. Языки, которые для нас были мертвыми, как латынь, приобрели прикладной характер. Они не пользуются этим!!! Вру))) есть несколько хороших мальчиков. Но в массе это так". Свидетельствую согласие.

Собственно, Методкабинет (теперь ДОПСКИ) так же "борется" с этой напастью, как педагоги-эксгибиционисты детей уродуют. Туфта, прикрываемая демагогией. Не устраивать же, в самом деле, нормальные курсы повышения квалификации (полюбуйтесь: http://www.dopcult.com/courses; и сравните с аналогичной страницей сайта НМЦ Московской области: http://nmcmosobl.ru/courses/training-plan/), тематические концерты - будет некогда готовиться к конкурсам или летней школе в Калифорнии по 200000 (двести тысяч) руб. с носа. Неактуально, не в тренде. Зато изводить учителей вопросами (да еще сомнительного качества) про Кафку, Камю, образование в Сингапуре, американских композиторов ХХ века, "Золотую маску" и Владимира Сорокина - самое оно: битва за общую культуру не на живот, а на смерть.

Нет, дамы и господа, "эта история не про вот это", как выражается высококультурная г-жа К. Несмотря ни на что, широкая эрудиция присуща, к счастью, многим педагогам - см. хоть обсуждение вопросов теста здесь под ор. 2. Вот это - настоящая культура, растущая на живой почве музыки и других искусств, их связи с жизнью и подлинными, постоянно обновляющимися и одновременно неизменными смыслами ("И каждый был неповторим и повторялся вновь без счета").

А ДОПСКИ занимается "обманом трудящихся" (термин уже цитированного мною академика Ландау, взятый, разумеется, из советского официозного лексикона). Такое тестирование вряд ли может восприниматься иначе как издевательство над людьми, профессией, здравым смыслом (и старым, и новым).

Есть ли в действиях г-жи К. криминальная составляющая, решать, как я уже не раз писал, буду не я. Основания для подозрений, по-моему, налицо (вдобавок ко всему, вышеупомянутый сомнительный сюжет с Калифорнией, о к-ром говорила в прессе @ Katia Mechetina, и еще вот это: https://www.facebook.com/katia.mechetina/posts/10156798869603397 ). Но тюрьмы я никому не желаю. В любом случае г-же К. как руководителю ДОПСКИ мат. Даже если она сможет еще какое-то время цепляться за должность, это не отменит практически неотменимого - суды, перманентный скандал, недвусмысленное отношение тысяч коллег, поток жалоб... Пишу это, честное слово, безо всякого злорадства, но с недоумением и изумлением: какой-то, в самом деле, скверный анекдот, как написала моя учительница @ Marina Young, - абсурд, булгаковская фантасмагория.

Не хотелось бы больше обсуждать эту особу.

Гораздо важнее - дело. Прежде всего, считал бы необходимым прекратить демагогию и честно сказать: на ДМШ/ДШИ не хватает денег. На другое хватает, а на это нет. Дальше - искать выход из создавшегося положения - такой, к-рый освободил бы учителей и учеников от тирании конкурсов и бюрократизма, позволив нормально заниматься своей работой/учебой, требования к к-рым включают в себя, разумеется, постоянное повышение квалификации и умножение знаний.

Один из вариантов я уже предложил: передача образования в ведение Президента позволила бы, как мне представляется, шире привлекать средства из разных источников (так, насколько я осведомлен, было в ИРМО - быть может, Александр Серафимович @ Александр Скрябин даст подробную справку?). Но может быть, есть и другие возможности (хотя я их и не вижу). Рад, что соответствующий департамент Министерства культуры пытается их найти. Предлагаю всем коллегам участвовать в этой работе (см. последний абзац ор. 2).
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments